БКАД 2.0

Опыт реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» на региональных и межмуниципальных автомобильных дорогах Иркутской области.

ОГКУ «Дирекция автодорог» принимает участие в приоритетном проекте «Безопасные и качественные дороги» с 2017 года. В целях реализации проекта совместно с Министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области была разработана программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Иркутской агломерации.

Основные цели ПКРТИ:

  • Приведение дорожной сети Иркутской агломерации в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние (к концу 2018 года – не менее 50 % дорог);
  • Снижение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на дорожной сети Иркутской агломерации (к концу 2018 года – не менее 50 %);

В Иркутскую агломерацию вошли — областной центр – город Иркутск, а также, города Ангарск, Шелехов и другие населенные пункты Иркутского и Шелеховского районов. Общая протяженность областных региональных автодорог, вошедших в Иркутскую агломерацию составляла 291,2 км. На начало 2017 года протяженность региональных автодорог, находящихся в нормативном состоянии, составляла 34,7 % от общей протяженности и количество мест концентрации ДТП было 14. По итогам работы первого года в рамках БКД данные показатели улучшились: протяженность автодорог, находящихся в нормативном состоянии уже составляла 43,2 % и уменьшилось количество мест концентрации ДТП до 10. Улучшение показателей по нормативному состоянию были достигнуты благодаря выполненному ремонту автомобильной дороги общего пользования «Иркутск-Оса-Усть-Уда» км 0+000 – км 18, км 21 — 25, протяженностью 21 км и капитальному ремонту автодороги Подъезд к Новогрудинино с 0 по 6 км. Также были выполнены работы по ликвидации 4 мест концентрации ДТП путем установки приборов автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения в количестве 2-х и установке светофорного объекта на автодороге Иркутск-Усть-Ордынский, кроме этого, были выполнены работы по обустройству искусственным освещением автодороги Иркутск-сад-во Дорожный строитель.

По итогам второго года – 2018 были перевыполнены намеченные показатели, так в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние было приведено 64,8 % региональных автодорог вместо намеченных 50%, количество мест концентрации ДТП сократилось еще на 5 и составило в остаточном итоге 5 вместо 7. Основным направлением приведения автодорог в нормативное состояние был определен ремонт региональных дорог. Общая протяженность отремонтированных автомобильных дорог в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» составила 38,3 км, что и дало такое увеличение базового показателя. Также, продолжилась работа по ликвидации мест концентрации ДТП. Совместно с сотрудниками ГИБДД были намечены первоочередные участки на основных магистралях области Иркутск-Листвянка, Иркутск-Оса-Усть-Уда и Подход к Иркутску, на которых были установлены 4 прибора автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения и 1 светофорный объект. Все работы были выполнены в полном объеме.

С 2019 года стартовал национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Цель проекта: Увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до 38,4 % для Иркутской области; снижение доли автомобильных дорог федерального, регионального значения, работающих в режиме перегрузки, в их общей протяженности на 10 %; снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в два раза; доведение в городских агломерациях, доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85 %. Период реализации поставленных задач 2019-2024 годы.

По состоянию на 31.12.2018 года общая протяженность областных автодорог составляет 12 100 км, из них с  усовершенствованным покрытием – 3 700 км из которых только 34 % соответствует нормативному ТЭС,  с покрытием переходного типа – 7 200 км и 30% соответствия нормативному ТЭС, грунтовых – 1 200 км и 0% соответствия нормативу. На областных автодорогах находится 1200 мостов протяженностью более 31 000 п.м из них порядка 30% находятся в предаварийном, аварийном и неудовлетворительном состоянии,  труб 10,5 тыс. шт.  из которых 20% требуют ремонта или реконструкции.

Для достижения показателей по увеличению доли автодорог, соответствующих нормативным требованиям в период с 2019 по 2024 годы планируется привести в нормативное состояние 1 322 км автодорог, из которых 352 км за счет выполнения мероприятий по строительству и реконструкции, 315 км автодорог за счет капитального ремонта, 494 км – ремонтом и 161 км – содержанием.

В 2019 году планируется привести в нормативное состояние участки автодорог общей протяженностью 238,3 км, в 2020 году – 209,2 км, в 2021  году – 220 км, а в период с 2022 по 2024 годы планируется выполнить дорожные работы еще на 654,2 км автодорог.

Также, в ходе реализации мероприятий национального проекта, в период с 2019 года по 2024 год предусмотрен ремонт и реконструкция 18 искусственных сооружений.

При выборе объектов программы национального проекта БКД предпочтение отдается приведению в нормативное состояние участков автодорог с большей интенсивностью движения, в том числе наличием «маятниковой» трудовой миграции населения, а также, автодороги, по которым осуществляются маршруты движения школьных автобусов и автодороги, обеспечивающие связь г. Иркутска с районными центрами и связь районных центров между собой.

При планировании программы БКД-2.0 в первую очередь включали объекты с уже имеющейся проекто-сметной документацией, либо находящейся на стадии завершения. Также, учитывался принцип маршрутности, когда ремонтные работы осуществляются на значительных по протяжению участках или на участках, закрывающих разрывы на ранее отремонтированных или реконструированных дорогах.

Кроме этого, в национальный проект вошли 3 агломерации Иркутская – 287,8 км и 64,9 % соответствия нормативному ТЭС, Ангарская – 292,4 км и 17,9 % соответствия нормативному ТЭС, Братская – 432,5 км и 33,6 % соответствия нормативному ТЭС.

К концу 2024 года планируется увеличение доли протяженности дорожной сети 3-х агломераций, соответствующей нормативным требованиям: по Иркутской до 87%, Ангарской – 82 % и Братской – почти до 98%.

Для реализации поставленной цели необходимо осуществить переход от задачи направленной только на поддержание и сохранения дорожной сети в нормативном состоянии к задачам: развития транспортной инфраструктуры, обеспечения безопасности дорожного движения, приведение региональных дорог в нормативное состояние, устранение перегрузки дорожной сети городской агломерации, повышения уровня удовлетворенности жителей.

Для повышения безопасности дорожного движения выполняются следующие мероприятия:

  1. Строительство линий искусственного освещения на участках автомобильных дорог, находящихся в границах населенных пунктов (2017 г. – 11 км, 2018 г. – 42,3 км, 2019г. планируется 52 км).
  2. Установка недостающего барьерного ограждения на опасных участках, ежегодно планируется устанавливать не менее 3.5 км.
  3. Установка комплексов автоматической фото-видеофиксации нарушений Правил дорожного движения в местах концентрации ДТП.
  4. Устройство светофорных объектов.
  5. Обустройство пешеходных переходов и восстановление автобусных остановок.

Для достижения целевого показателя по снижению доли автодорог, работающих в режиме перегрузки, 2019-2024 годов планируется реконструкция 23 км дорог из требуемых 46 км, что составит 50 % из намеченных 10% по БКД.

В целях обеспечения повышения качества дорожных работ, долговечности дорожных конструкций, эффективного использования бюджетных средств, в проектах рассматриваются вопросы применения новых технологий, техники, конструкций и материалов.

Целью освоения инноваций является: совершенствование методов изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог; замена типовых проектных решений новыми прогрессивными техническими решениями, обеспечивающими снижение строительных затрат; повышение долговечности и сроков службы конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений.

Сложно назвать технологии, которые мы стали применять недавно, по-настоящему «новыми технологиями», так как они много лет применятся за границей и на западной территории нашей страны, но тем не менее, сегодня и мы применяем их достаточно масштабно и уже накопили некоторый опыт.

В 2019 году предусмотрена реализация новых технологий:

— Капитальный ремонт автомобильной дороги Подъезд к п. Плишкино в Иркутском районе — покрытие из щебеночно-мастичного асфальтобетона ЩМА-15.

— Капитальный ремонт автомобильной дороги «Хомутово – Урик – Усть-Уда» в Иркутском районе – покрытие из щебеночно-мастичного асфальтобетона ЩМА-20 на полимерно-битумном вяжущем ПБВ, применение геосетки ПолиЭф асфальт. На большинстве других объектах капитального ремонта и реконструкции применяются аналогичные типы асфальтобетонного покрытия, с использованием георешоток и геосеток, а также укрепление матрацами «Рено» и др.

Контроль за выполнением работ, в том числе за применением новых технологий и материалов осуществляется на всех этапах производства работ силами заказчика, строительного контроля, авторского надзора, совместно с нашими кураторами УПРОДОР «Прибайкалье».

Определение эффективности инноваций требует продолжительного времени для проведения мониторингов и наблюдений. Силами заказчика, в период эксплуатации автомобильных дорог, проводится диагностика, при помощи которой мы можем наблюдать эффективность применения инноваций.

Дополнительно, в целях сохранения и улучшения нормативного состояния региональных автодорог необходимо введение автоматизированной системы управления дорожным движением (интеллектуальная транспортная система — ИТС).

— Министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области совместно с ОГКУ «Дирекцией автодорог» планируется установка трех автоматизированных систем весогабаритного контроля на областных автодорогах с высокой интенсивностью движения тяжеловесных транспортных средств: «Иркутск – Оса – Усть-Уда», «Иркутск – Усть-Ордынский – Жигалово», «Иркутск – Большое Голоустное». Ожидается сокращение количества тяжеловесных транспортных средств, передвигающихся по указанным автомобильным дорогам, без получения специального разрешения на 70-90%. В настоящее время идет разработка проектных решений и в текущем году планируется приступить к их реализации.

В рамках национального проекта планируется реализовать 25 объектов строительства и реконструкции на общую сумму 27,5 млрд. руб. По объектам капитального ремонта: 38 объектов на общую сумму 11,1 млрд. руб., и по ремонту 72 объекта на общую сумму 10,5 млрд. руб.

В ходе реализации программы будет проводиться соответствующая оценка актуальности ее целей, задач и способов реализации с учетом имеющихся рисков и возможностей по повышению выгоды от их реализации.